Школа гитары Александра Дущенко

Как играть перебором на гитаре? Проверенная методика для начинающих

Приветствую вас, читатели блога! С вами Александр.

Пожалуй, нет ни одного музыкального стиля или жанра, где бы мы не услышали знакомый перебор. Кроме широкого применения этот прием обладает  еще одним уникальным качеством.

Он помогает правильно поставить правую руку гитариста. Поэтому игра перебором на гитаре для начинающих просто необходима. Правильная постановка дает уверенность и свободу.

Вступление

Те, кто интересуется гитарой, много раз замечали, как гитарист перебирает струны. Такой способ исполнения называется перебором. Хотя в классической музыке принято говорить – арпеджио. Что означает чередование звуков. По сути это одно и то же.

Существует огромное количество вариантов такого чередования. От самых простых до более сложных. Особенно если переборы сочетаются с игрой боем. Только при игре боем гитарист бьет по нескольким струнам одновременно.

Весь материал представлен в нотах и табулатурах. Тем, кто не знает ноты, я рекомендую очень простой способ записи музыки. Предлагаю научиться читать табулатуры для гитары. Все необходимые материалы на этой странице.

Начнем с нуля. Самых простых переборов, которые можно освоить достаточно быстро. Но прежде предлагаю посмотреть на основу, от которой мы будем отталкиваться в дальнейшем.

Начинаем с аккорда

Этой основой будет аккорд Em — открытые струны шестиструнной гитары. Поставьте заранее пальцы, так чтобы каждый находился на своей струне. Запомните это расположение.

Расположение пальцев правой руки

Безымянный      1 струна

Средний             2 струна

Указательный   3 струна

Большой             6 струна

Возьмите одновременно четыре струны 6,3,2,1. Играйте, пока  движения не станут уверенными.

Аккорд ми минор

Теперь зная звуки аккорда Em, возьмите последовательно одну струну за другой. Делайте это не спеша, слушая каждый звук.

Назовем этот способ перебором или арпеджио. Каждый раз, извлекая звук, старайтесь не поднимать высоко пальцы. Кисть не должна подпрыгивать или постоянно менять свое  положение.

Играйте свободно

Первый признак напряжения  — когда палец после игры не расслабляется, а зависает высоко над струной. Когда эти условия не соблюдаются, то игра перебором на гитаре для начинающих становится серьезной проблемой.

Добивайтесь того, чтобы все движения были короткими и точными. Тогда извлекать звук будет легче. Рекомендую первое время играть под метроном. Он поможет добиться ровности в исполнении.

Упражнение №1

Немного усложним задачу. Шестую и первую берем одновременно, а дальше доигрываете 3,2,1, как в первом упражнении. Шестая берется большим пальцем, а первая безымянным. Очень важно чтобы каждый палец находился только на своей струне.

Вы можете соединить два  фрагмента. Чередуя один за другим. Таким образом, можно обыгрывать любой аккорд. А если подключить свое воображение, то появятся более интересные варианты чередования звуков. Насколько позволяет фантазия.

Упражнение №2

Вначале берем шестую открытую. Далее, идут нисходящие переборы 2,3 и 1,2,3. Попробуйте считать вслух до трех. В каждом такте по 6 звуков, но легче считать до трех. Раз-два-три, раз-два-три.

Арпеджио по три ноты

Упражнение №3

Обратите внимание, что мы берем только открытые струны. Левая рука не участвует. Позже мы её подключим. А пока необходимо добиться уверенной игры правой.

Следующий фрагмент начинает большой палец, затем указательный. А  дальше одновременно берем 1,2 безымянным, средним.

Арпеджио двойными нотами

Важное замечание!

Старайтесь убирать напряжения в мышцах. Если рука постоянно напряжена, то следует остановиться, снять напряжение. Только после этого продолжить.

Выучив упражнения №1, №2, №3, №4 переходите к более сложному варианту. Сочетанию арпеджио с боем.

Упражнение №4

Сначала перебираем 6, 3, 2, 1. Затем снова берем бас и переходим на бой. Указательным бьем по трем струнам снизу вверх. Дальше сверху вниз и снова вверх. На рисунке стрелочки показывают движение указательного пальца.

Арпеджио и аккорды

Попробуйте начинать с боя, а дальше играйте арпеджио. Просто поменяйте местами. Очень интересный вариант. Вполне подойдет для аккомпанемента к популярным песням.

Упражнение №5

Теперь пришло время подключить левую руку. Последовательность аккордов Dm, C, G/H, G.  Постарайтесь не давить сильно на струны, когда прижимаете их к ладам. Внешне этот фрагмент выглядит, как обычный перебор, но разница в том, что здесь присутствует мелодия. Поиграйте! Вы ее услышите.

Упражнение №5 на арпеджио

Упражнение №6

Есть еще один вариант исполнения. Если после баса играть не 3,1, а наоборот 1,3. Вроде бы те же самые звуки, но звучит совершенно иначе.

Упражнение №6 на арпеджио

Исполняя оба варианта, чередуйте один за другим. Этот фрагмент по музыке напоминает балладу в стиле фолк.

Несмотря на то, что этот фрагмент мы играем без аккордов, они все равно присутствуют. Любое чередование, которое называется перебором, так или иначе, подразумевает звуки определенного аккорда. Можно просто взять три струны вместе и услышать аккорды Dm, C и G.

Упражнение №7

Попробуем обыграть иначе, просто добавив пару аккордов.

Упражнение №7 на арпеджио

Мы затронули только начало этой темы. Во многом игра перебором связана с работой пальцев правой руки. Разумеется, это касается тех, кто извлекает звук правой рукой, а не левой. Хотя техника игры для левшей и правшей одинаковая.

Следует учитывать, что именно правая рука извлекает звук, создает музыку. От неё зависит насколько интересно и разнообразно, будет звучать арпеджио. Об этом подробно мы поговорим в следующей статье.

Напишите, насколько эта статья была полезна для вас.

Подписывайтесь!

Пишите отзывы.

До новых встреч.

Комментарииев: 0
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp