Приветствую любителей гитары! С вами Александр. Первый вопрос, который обычно задают ученики — надо ли играть гаммы на гитаре. Почему я должен их играть ведь Tommy Emmanuel, Andy McKee не играют. Ответ простой — когда поднимитесь до их уровня, тогда можете не играть.
Содержание статьи
Для чего нужны гаммы
Для начинающих это очень хорошая возможность усвоить ноты в позиции. Так легче запомнить их расположения на грифе. Для продвинутых гитаристов, хороший ресурс общемузыкального развития – динамики, артикуляции движений.
Опытные гитаристы не учат сложные фрагменты целиком. Вы можете следовать их примеру. Например: выбирать отдельные гаммообразные пассажи из пьес и учить их отдельно. Когда берете произведение, где есть затяжной пассаж, то сначала учите его, а потом все остальное. Иначе, будете постоянно спотыкаться об одно и то же.
Гаммы Сеговии
Многие известные гитаристы упражняясь, посвящают гаммам отдельное время. Самое первое, что приходит на ум — это гаммы в редакции легендарного гитариста Андреса Сеговии. Пожалуй, первый удачный опыт их систематизации. До него этим серьезно никто не занимался. Каждый педагог и исполнитель находил какие-то свои решения.
Сеговия был первый, кто досконально все проработал. Выступал до глубокой старости. Последние концерты проходили, когда ему было за 90. Он неоднократно отмечал, что регулярно играет гаммы на гитаре.
Предлагаю сначала взять двух-октавные. У них достаточно рациональная аппликатура левой руки в сравнении с трех-октавными. Там аппликатура пальцев не совпадает — вверх одна, а вниз другая.
Глушение струн
Двух — октавные можно легко транспонировать от До мажора к Ми мажору. Но здесь есть одна проблема. Когда играют начинающие гитаристы, то в самом конце у них тянется шлейф обертонов. Струны не заглушаются — звучит каша.
Для нас это хорошая возможность, чтобы освоить глушение струн. Начинаем с До мажора. Играем от 5-й струны 3-й лад. Большой палец постоянно лежит на струнах и перемещается вместе с движением гаммы к первой струне. Тем самым заглушая все обертона.
Смена позиций
Следующий этап — соединить восходящее движение и нисходящее. Смену позиции следует отработать отдельно. Сам переход с одного лада на другой поиграть сначала четвертями, потом восьмыми. Когда достигнете уверенности, переходите к шестнадцатым. Спешить не следует — темп умеренный.
Не берите затяжные последовательности. Играйте короткие. Что можно сделать, так это разделить две октавы. Например от До на 3-й струне к До на первой.
В другой октаве от До на 5-й к До на 3-й. Когда играете в каждой октаве отдельно, то позиционный переход выпадает. Его лучше проработать отдельно. Но об этом мы уже говорили.
Ритмические рисунки
Еще вариант – квинты. От До к Соль. Короткими кусочками вверх, вниз. Прибавьте к этому различные ритмические фигуры. Например, нота с точкой или одна восьмая, две шестнадцатые. Играйте с многократными повторами под метроном.
Особенно интересны непарные длительности: триоли, квинтоли, секстоли. Акценты распределяются под разные пальцы. Такой подход приближает игру гамм к ситуации, которая часто встречается в произведениях.
Обязательно акцентируйте первый звук триоли. Когда играете в пределах верхней октавы, то сколько раз нужно прокрутить этот ритмический рисунок, чтобы акцент совпал с тоникой. Ориентируйтесь на это совпадение, чтобы создать форму законченного упражнения. Также играйте в нижней октаве.
Играйте чередуя восьмые и триоли.
Поработайте над всеми четными и нечетными длительностями. Чем больше, тем лучше это способствует развитию, беглости пальцев.
Артикуляция
Добавьте конкретики в звучание, поработайте над артикуляцией. Для этого следует заранее ставить палец правой руки на струну. Как только взяли первый звук, сразу ставите другой палец — заглушая струну. Получаются очень короткие звуки. Правая рука может менять аппликатуру. Например: i,m или m,a. Отрабатывать как «Апояндо» так и «Тирандо».
Учитесь транспонировать гаммы
Вы можете использовать транспонирование. Просто смещаетесь по одному ладу вверх или вниз. При этом сохраняете аппликатуру. Попробуем гамму До-мажор на одну октаву. По 3-й струне перемещаете указательным пальцем вверх на один лад. А дальше с ноты До-диез все то же самое. Таким образом, по полутонам, постепенно поднимаетесь вверх до квинты.
Здесь представлены примеры того как нужно работать с гаммами. Вы можете самостоятельно взять любую и применить к ней все те же принципы. Гарантирую – скучно не будет. Пользы получите значительно больше, чем от традиционно — банального повторения.
Игра с метрономом
Не следует всё время играть с метрономом. Правильней будет если его разделить пополам. Скажем 15 минут с метрономом, 15 без него. Он нужен для контроля ритма и темпа лишь на начальном этапе.
До того момента пока не достигнете уверенности — точно попадая в темп и ритм. После этого рекомендую начать работать над постепенным наращиванием скорости игры.
Желаю успеха!
Пишите!
Подписывайтесь!
До новых встреч!