Школа гитары Александра Дущенко

Как играть тремоло на гитаре? Моя проверенная методика

Всем большой привет! Сегодня речь пойдёт о приёме, который для многих является загадкой. Когда мы слышим тремоло на гитаре, то создаётся впечатление, что играет не один инструмент. Очень похожее на мандолину и гитару, перебирающую струны.

Немного истории

Слово тремоло (tremolo) переводится с итальянского как «дрожащий». Применительно к струнным инструментам – быстрое многократное повторение одного звука.

Элементы этого приема встречаются в разной музыке, начиная с эпохи возрождения. Но сформировались они как полноценное тремоло в эпоху позднего романтизма. Самый значительный вклад сделал выдающийся испанский гитарист и композитор Франческо Таррега – основатель современной классической школы.
Когда в 1896 году Таррега написал «Воспоминание об Альгамбре», он и думать не мог, что в 21 веке его произведение войдёт в золотой фонд выдающихся исполнителей на классической гитаре. Ярким примером является исполнение легендарного испанского гитариста Андреса Сеговия.

Классическое тремоло — это когда один и тот же звук берётся три раза — пальцами a,m,i. Большой палец «р» обычно перебирает басовые струны.

Чередование пальцев в классическом тремоло

Последовательность выглядит так — большой, безымянный, средний, указательный. В буквенном обозначении пишется как p,a,m,i.

Вариант классического тремоло

Есть еще другие варианты исполнения тремоло на гитаре, но чаще применяется именно этот.

Основу тремоло составляет ровная ритмическая последовательность всех звуков. Без этого не добиться той красоты звучания, которой мы наслаждаемся, слушая гитару. Идеальная ровность сама собой не приходит — для этого придётся потрудиться и провести определённую подготовительную работу.

Учимся играть правильно

Рассмотрим несколько подготовительных упражнений, которые помогут освоить этот приём. Играем на первой струне пальцами p-a, p-m, p-i.

Упражнение №1

Старайтесь выравнивать все звуки по громкости, добивайтесь того, чтобы большой палец не играл громче других. Нужен хороший слуховой контроль. Не делайте лишних движений кистью и отключайте крупные мышцы руки. На начальном этапе не пытайтесь играть громко.

Упражнение лучше осваивать под метроном.

Ставим темп 60. Играем пальцами p-a. На каждый клик метронома по одному звуку в течение 2-3 минут.

Упражнение пальцами p,a

Также проходим с пальцами p-m.

Упражнение пальцами p,m

И с пальцами p-i.

Упражнение пальцами p,i

Когда пройдены все варианты, увеличиваем темп на 70, а в дальнейшем прибавляем по 5 кликов. На это может уйти не один день, но если все делать правильно, то успех гарантирован.

Неровности и проблемы могут возникнуть у тех, кто уже пытался играть тремоло. Особенно кто делал это быстро и бесконтрольно. Видимо надеясь на то, что количество волшебным образом превратится в качество. Пустая трата времени.

Мышечной памяти всё равно, играем мы ровно или неровно. Так же как фотоаппарату одинаково, что снимать: лошадь или дом. Она просто запоминает то, что в неё закладывают. От нас лишь требуется внимание, терпение, настойчивость в достижении цели.

Как добиться ровности?

Упражнение №2

Для улучшения координации движений ставьте пальцы на струну заранее. Начинаем с большого пальца, тут же ставим безымянный, тем самым приглушая струну. Сыграв безымянным, ставим средний. После среднего идет указательный. После указательного опять ставим большой. Это упражнение повторяется многократно на одной струне.

Получаются кроткие звуки, ровность которых легко отслеживать под клик метронома. Есть один важный момент – теперь движение каждого пальца фиксируется. Появляется ритмическая чёткость и ровность.

При увеличении темпа пальцы всё меньше будут задерживаться на струне. В итоге получаем идеально ровно звучащее тремоло.

Меняем акценты

Упражнение №3

Чтобы добиться хорошего контроля, меняем акценты. Каждый раз, выделяя по громкости ноты отмеченные галочкой.

Играем классический вариант p-a-m-i. Начинаем с акцента большим пальцем.

Акцент большим пальцем

Стараемся сохранять ровность и не терять темп.

После этого ударение смещается к безымянному «a».

Акцент пальцем a

Затем переходит к среднему «m».

Акцент пальцем m

Далее указательным «i».

Акцент пальцем i

При каждом акценте стремимся попадать точно в клик метронома. В результате появляется хороший контроль над действиями каждого пальца. Упражнения следует практиковать не только на первой струне. Вторая и третья так же нуждаются в проработке.

Полезный совет

Заглушите струны у подставки. Просто подложив кусочек поролона или мягкой ткани. На приглушенном звуке слышно каждую неровность. Если включить метроном, то все ритмические неточности вылезают наружу. Это не всегда можно заметить, играя на полном звуке. А приглушив струны,  сразу услышите все ошибки. Очень удобный вариант для отработки чёткого ритма.

У каждого человека в той или иной степени есть природное чувство ритма. Только у многих оно не развито. Метроном необходим, пока не появится чувство ритма. И первые признаки — это ровное исполнение без ускорений и замедлений.

Звук и ритм — это две части целого. Вне ритма — это просто бесформенный набор звуков. Так же как груда кирпичей — это ещё не дом.

Тремоло является лакмусовой бумажкой для многих гитаристов. Другими словами, когда тремоло получается ровным и подвижным, то всё нормально. Если этого нет, то надо разбираться, смотреть, что не так.

Запишите упражнения на цифровой магнитофон в трёх темпах: медленном, среднем, быстром. Прослушайте запись, исправьте ошибки. Снова пишите. Сам процесс займет определенное время, но результат вас порадует.

Желаю успеха!

Задавайте вопросы.

Подписывайтесь!

До новых встреч!

Комментарииев: 0
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: :-pp